Кафедранын тарыхы

Кафедра методики дошкольного и начального образования

Университет создан на основании Постановления Правительства Кыргызской Республики от 18 июля 1994 году №505 как Кыргызско-Узбекский высший технологический колледж, который был преобразован Указом Президента Кыргызской Республики от 31 марта 1997 года в Кыргызско-Узбекский университет.

Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики в январе 2021 года был переименован  в Кыргызско-Узбекский Международный университет имени Батыралы Сыдыкова (КУМУ). Утвержден новый Устав университета и зарегистрирован как юридическое лицо Ошским областным управлением юстиции 8 февраля 2021 года (Свидетельство № 65654-3310-У-е). Дата первичной регистрации вуза 11 марта 1998 года.

В 2001 году в Кыргызском  — Узбекском  университете   был открыт музыкально-педагогический факультет, а так же  являлся   структурным подразделением Педагогического института при университете   К-УУ.

На этом факультете были образованы три кафедры: “Методика начального образования”, “Кафедра музыки”, “Педагогика и психология”. Кафедры готовили учителей начальных классов, учителя музыки.

Кафедру методики начального образования в 2001-2004 годы возглавлял к.п.н., профессор А.Х. Худайбердиев.

С 2005 по 2009 года кафедру методики начального образования возглавлял к.п.н., доцент Анаркулов Р.П.

В связи с сокращением специальности «Музыка» в 2010-2011 учебном году по решению Ученого совета К-УУ   кафедра методики начального образования была присоединена к историко – филологическому факультету. С 2010-2012 учебный годы кафедра называлась Узбекская филология и педагогика была назначена заведующей кафедрой к.п.н., доцент Кадырова М.С.

В связи с упразднением специальности узбекский язык и литература в 2012-2013 учебном году на основании приказа № 65 от 14.09.2012 года была создана кафедра педагогика и методика начального образования, возглавила кафедру к.п.н., доцент Кадырова М.С.

В сентябре 2013-2014 гг. кафедра переведена в состав естественно – педагогического факультета, возглавила кафедру к.п.н., доцент Кадырова М.С.

В процессе развития факультета произошло деление на две кафедры: “Педагогика и методика начального образования” и “Педагогика и психология”.

В настоящее время кафедра входит в состав Гуманитарно – педагогического факультета Кыргызско – Узбекского Международного университета им. Б.Сыдыкова  и заведует кафедрой к.п.н., доцент,  профессор РАЕ  Кадырова  М.С.

На сегодняшний день на кафедре методики дошкольного и начального образования насчитывается 20 штатных преподавателей и 1 лаборант кафедры.

В их числе 2 доктор наук, профессоров, 7 кандидатов наук, доцентов; 8 старший преподаватель, 3преподаватель. Из них 1 профессор РАЕ, 1 заслуженный работник науки и образования РАЕ, 3 отличника образования.

  Кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки:

          Направления: 550700 Педагогика. Профиль: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования» (квалификация (степень) бакалавр).

           Направления: 550700 Педагогика. Профиль: Педагогика и методика начального образования, Педагогика и методика дошкольного образования (квалификация (степень) магистр).

Главной целью образовательной, научно-исследовательской и инновационной политики кафедры является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала.

Основной задачей кафедры в текущем году является дальнейшее улучшение качества теоретической и практической подготовки выпускников, сохранение высокого уровня преподавания учебных дисциплин, повышение качества подготовки студентов путём совершенствования организации учебного процесса, научно-методической работы, оснащения дополнительной литературой кабинетов кафедр.

В текущем году преподавательским составом успешно решена задача — завершения разработки основных образовательных программ.           Преподавателями решена задача освоения современных образовательных технологий, активизацию познавательной деятельности студентов и повышение их ответственности за результаты учебного труда.

Кафедра ведет постоянную работу по расширению электронной базы фонда тестовых заданий по всем дисциплинам, закреплённым за кафедрой, преподаватели разместили в иформационной системе АВН, что поможет студентам осваивать учебные курсы. Преподаватели кафедры активно внедряют балльно-рейтинговую систему оценки достижений студентов и магистров в процессе профессиональной подготовки.

Кафедра ведет большую работу, связанную с воспитанием молодого поколения, которая возложена на преподавателей, имеющих многолетний практический опыт преподавания. Осуществляется учебная, методическая, научно-исследовательская работа по общепедагогическим и социально-педагогическим дисциплинам, воспитательную работу среди обучающихся, а также подготовку научно-педагогических кадров. Учебный процесс осуществляется на основе применения передовых технологий обучения, с учетом передового опыта мировой практики.

В Ошской области спрос на специалистов кафедры довольно высокий. Ежегодно из выпускников свыше 78-85% специалистов, выпускников кафедры, устраиваются на работу в образовательные организации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Образовательный процесс по направлению подготовки 550700 Педагогика организуется на кафедре «ПМНО», целью образовательной программы   является: подготовка учителя начальных классов и воспитателя ДОО, способного решать профессиональные задачи в области педагогического образования и успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными, профессиональными и специальными компетенциями, толерантности, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

               На кафедре для проведения учебного процесса и научных конференций имеется: персональные компьютеры, мультимедийные системы, телевизоры, аудиозаписи и видеофильмы.  Образовательный сайт, на котором находится информация о вузе, образовательной литературе, экзаменах, материалы для углубленного изучения по отдельным предметам, олимпиадные задания и их решение, нормативно-правовые документы;  спортивные залы для занятий физической культурой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

          По всем дисциплинам, закрепленным за кафедрой имеется учебно – методическое сопровождение в виде рабочих программ, силлабусов, учебно – методических комплексов, содержащих дидактические материалы в форме заданий, контрольных вопросов для проведения практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов. Учебно – методическая работа ведется согласно утвержденного плана кафедры. Преподавателями кафедры изданы учебные и методические пособия, конспекты лекций, учебно – справочные материалы, тесты для самоконтроля по дисциплинам.

С 2022-2023-учебного года в Кыргызско-Узбекском Международном университете на кафедре Педагогика и методика дошкольного и начального образования по направлению начальное образование Гуманитарно-педагогического факультета реализуется программа многоязычного образования. Цель этой программы заключается в том, чтобы к выпуску студентов специальности начального образования выработать знания русского языка, как иностранного до уровня В2.

Программа многоязычного образования в Кыргызской Республике стала внедряться в 2012 году, такой реформой повлияли «июньские события» 2010 году в городе Ош, необходимо было укрепить социальную сплоченность в обществе. Процесс формирования дружеских отношений между представителями различных национальностей успешно воплощается через образовательные и учебные инициативы.

Многоязычное образование — это возможность получить образование на родном языке, официальном языке и еще одним иностранным языком.

В 2011г. сектор поликультурного образования Министерства образования и науки КР при поддержке Верховного Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств ввел в систему образования Кыргызстана «Многоязычное и поликультурное образование».

13.04.2015г. № 363/1 вышел приказ о реализации программы многоязычного образования в ВУЗах, где наш Кыргызско-Узбекский Международный университет имени Б. Сыдыкова включен в эту программу.

2020-2021 учебном году на летних каникулах преподаватели кафедры Педагогика и методика дошкольного образования, Русская филология, Кыргызская филология прошли онлайн курсы по многоязычному обучению, которая была организована Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Кыргызской Республики и Центром социальной интеграции (директор Глушкова Марина Юрьевна). Лекторами были Нина Рауд заведующая кафедрой иностранных языков Нарвского колледжа Тартуского университета и преподаватель русского языка Американского университета Центральной Азии г. Бишкек Булатова Виктория Александровна. Семинары, тренинги по многоязычному обучению продолжаются и по сей день.

2021-2022 учебном году преподаватели кафедры Методика дошкольного и начального образования совместно с экспертами разработали основную образовательную программу “Учитель начальных классов в многоязычной школе” по направлению 550700 Педагогика, по профилю “Педагогика и методика начального образования” для уровня бакалавриата.

В 2022-2023 учебном году по программе многоязычное обучение экспериментальной группой стала группа ПМНО-1-22 по направлению 550700 Педагогика, профиль Педагогика и методика начального образования, бакалавр.

В начале учебного года, уже в августе преподаватели, которые задействованы в многоязычном обучении пилотной группе разрабатывают рабочие программы, силлабус по которым студенты начнут обучение с нового учебного 2022-2023 учебного года. Команда преподавателей организовала встречу с родителями, дали информацию о билингвальном обучении, познакомили с ожидаемыми достижениями студентов к концу учебного года.

Преподаватели Кыргызско-Узбекского Международного университета, привлекшие в эту программу, прошли курсы по таким направлениям “Подготовка педагогов в вузах для работы в многоязычных школах и вузах” (2022), “Планирование занятий и создание учебных материалов на основе результатов обучения” (2023), “Методика интегрированного обучения предмету и языку (CLIL) в вузе” (2024). В рамках межмодульных встреч, предусмотренных этими курсами, педагоги посещали занятия своих коллег, анализировали методические подходы и участвовали в круглых столах для обмена опытом. Особое внимание уделялось обсуждению специфики многоязычного обучения, включая способы интеграции предметного содержания и языкового обучения, оценку и мониторинг прогресса студентов, а также создание учебных материалов, соответствующих стандартам многоязычия. Участники, успешно завершившие обучение, получили сертификаты о повышении квалификации по программе многоязычное и поликультурное обучение.

В рамках программы многоязычного обучения экспериментальной группой стали в 2022-2023 учебном году группа ПМНО-1-22,  2023-2024 учебном году ПМНО-1-23, 2024-2025 учебном году ПМНО-1-24.

 

Научная исследовательская работа

Главной темой научных исследований кафедры является «Подготовка будущих учителей начальных классов к профессионально – педагогической деятельности», которая охватывает все стороны процесса высшего образования и воспитания: формирование личностных качеств и будущего учителя, профессиональных знаний и умений, ориентация их на самостоятельную научно- творческую технологического и инновационного подхода к образовательному процессу.

Профессорско – преподавательский состав кафедры прошёл обучение по следующим общеобразовательным и профильным дисциплинам их которых на основе педагогических технологий были подготовлены учебно – методическое пособие, комплекс, сборник лекции и практических занятий, электронные учебные материалы:

Методика преподавание кыргызского/русского языка в начальной школе, методика преподавания математики в начальной школе, дошкольная педагогика, методика преподавания GLIL, основы коррекционной педагогики и специальной психологии, методика воспитательной работы, труд и методика его обучения, естествознание и методика его преподавание.

Все профессорско – преподавательский состав провел исследовательскую работу по главной научной теме кафедры и опубликовал следующие работы:

Кадырова М.С., Оразбаева А.Ы., Хаджаева К.К.. Международная научно- практическая  конференция онлайн «Способы решения проблем при организации работы с одаренными детьми» Великобритания. (EJRRES) том 8, номер 12, 2020. Часть II.

EJRRES-это рецензируемый исследовательский журнал, издаваемый компанией Progressive Academic Publishing, Великобритания.

Кадырова М.С., Абдивалиева Г.А. «Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми» в международном журнале IJRESS Экономические и социальные исследования. ISSN:2249-7382, Индия, 10. 12. 2020г. Международные журнал IJRESS Экономические и социальные исследования. ISSN:2249-7382, Индия, 10. 12. 2020г.

Кадырова М.С. «Диагностирования для выявления одаренных детей» Международные журнал IJRESS Экономические и социальные исследования. ISSN:2249-7382, Индия, 10. 12. 2020г.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

           Воспитательная работа преподавателями ведется регулярно. Кураторы проводят беседы, дебаты, различные мероприятия, посвященные знаменательным датам, где студентам прививаются чувства патриотизма, навыки аналитического и критического мышления, оценки современного мира с ориентацией на национальные и общечеловеческие ценности.

Студенты кафедры начального образования отличаются ответственностью, гражданской активностью, сплоченностью, огромным энтузиазмом, коммуникабельностью. Они активно участвуют в жизни университета, участвуют на международных и республиканских олимпиадах, конкурсах, семинарах, показывают свою активность и вне университетской жизни.   Особое внимание уделяется культурно-эстетическому воспитанию студентов кафедры и контролю за их социальным статусом. Культурно-эстетический центр, объединяющий талантливых студентов, оснащенный прекрасными музыкальными инструментами, спортивный клуб «Достук», различные спортивные секции – «Волейбол», «Баскетбол», «Ордо», «Футбол», «Настольный теннис», «Легкая атлетика», «Тогуз коргол», «Шахматы», «Эркин Курш» и.т.д.

Библиотека учебного заведения подключена к системе «Ирбис» и оснащена компьютером для работы с ее программами, принтером-ксероксом, сканером, считывающим штрих-коды. Студенты образовательной программы 550700 Педагогика углубляют свои знания в самостоятельно названных библиотеках. Кроме того, студентам предоставлены студенческая столовая, медицинский пункт и общежитие на 360 мест. Каждый учебный год детям-сиротам, социально незащищенным студентам из малообеспеченных семей предоставляются социальные льготы, а также они освобождаются от 50% и 25% годовых взносов по контракту.                                  

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ  

      Направления: 550700 Педагогика. Профиль: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования» (квалификация (степень) бакалавр).

  • Адаптационно-педагогическая практика “Школьный день” в многоязычной школе III семестре (2 недели);
  • Профессионально – базовая практика в многоязычной школе VI семестр (4 недель);
  • Профессионально – профильная практика в многоязычной школе VII семестр (6 недель);
  • Подписано соглашение между районными школами Ошской области и города Ош.

Направления: 550700 Педагогика. Профиль: Педагогика и методика начального образования (квалификация (степень) магистр).

Практика и научно — исследовательская работа

  • Учебная практика: научно-исследовательская работа I семестре (4 недели);
  • Научно — педагогическая практика II семестре (5 недели);
  • Научно — исследовательская работа III семестре (6 недели);
  • Научно — исследовательская работа IV семестре (10 недели);
  • Подписано соглашение между районными школами, колледжами и вузами Ошской области и города Ош.

 

Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавра и магистратуры, включает: образование, социальную сферу, культуру.
Специфика профессиональной деятельности выпускника обусловлена
универсализмом педагогической профессии учителя начальных классов.
Выпускник бакалавра и магистратуры – профессионально подготовленный методист, учитель-исследователь, способный работать в различных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, учреждения дополнительного
образования), научно-педагогический работник колледжа и вуза, менеджер в сфере
начального образования.

 СОТРУДНИЧЕСТВО

  В рамках укрепления партнерских отношений и повышения квалификации преподаватели кафедры посещают следующие партнерские образовательные учреждения, проводят совместные мероприятия (конференции, круглые столы, тренинги), работают над научно-исследовательскими проектами:

  • ОшГУ;
  • КГУ им. И. Арабаева;
  • ТГПУ им. Алишера Навои (Узбекистан);
  • ТГПУ им. Низами  (Узбекистан);
  • АНДУ им. З. Бабура; (Узбекистан);
  • КФУ  Елабужском  институте  (филиал)   (Россия);
  • Государственный педагогический университет им Абая (Казахстан);

В целях обмена опытом, преподаватели кафедры проходят академические мобильности в партнерских вузах Республики Узбекистан, Казахстан и Российской Федерации. Ведущие преподаватели кафедры М.С. Кадырова, Ж.Р. Имаралиева и Г.А. Абдивалиева прошли повышение квалификации в Елабужском институте Казанского федерального университета Российской Федерации.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, занятий лекционного, практического и лабораторного типов, выполнения проектов, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также
включающей помещения для самостоятельной работы.

А также хорошо налажено информационное обеспечение учебного процесса. Все компьютерные классы, электронные библиотеки связаны друг с другом и подключены к сети Интернет. Контроль за ходом учебного процесса осуществляется через информационную программу AVN. Сайт университета (www.kuu. kg) внедряются, своевременно загружаются необходимые документы, данные. Также работает телестудия “Гранит”, оснащенная техническими средствами последнего образца, редакция студенческой газеты “Планета дружбы”.